читальный зал > Школа молодой лошади ч.1 Вводная часть.

Школа молодой лошади ч.1 Вводная часть.

В последнее время в конноспортивных школах значительно увеличилось число спортивных лошадей с явным перевозбуждением нервной системы. Причины различны. Это приобретение лошадей, прошедших тяжелые скаковые испытания, грубое обращение с молодняком при уходе, заездке или во время тренинга. Да и в самих школах тренеры и спортсмены не всегда терпеливы при подготовке молодых лошадей. Форсируют подготовку преждевременным применением мундштука, шпор, креплением корды за трензельное кольцо, используя другие жесткие средства воздействия. При этом нередко бывает, что молодая лошадь начинает довольно хорошо выполнять некоторые элементы езды. Однако такое форсирование обычно печально кончается. Лошади начинают скрежетать зубами, мотать головой, отказываются от движения вперед, то есть проявляют явные признаки перевозбуждения нервной системы. У таких лошадей резко укорачивается длина шага, нарушается четкость движения.

Начальная тренировка будущей спортивной лошади - первый, очень важный и довольно сложный этап выездки. В начале его ставятся задачи приучения лошади к спортивному снаряжению, непременного подчинения человеку (тренеру и ездоку), совершенствования естественных движений и развития гибкости.

Прежде чем приступить к выездке лошади, необходимо ознакомиться с ее экстерьером и качеством движений, определить характер и темперамент, что позволит более рационально спланировать начальный этап подготовки.

В центре внимания спортсмена и тренера должен находиться организм лошади в целом, как естественное единство различных физиологических функций, взаимосвязь между которыми обеспечивается деятельностью центральной нервной системы. Лошадь в период своего существования подвергается всевозможным многообразным воздействиям или так называемым раздражениям со стороны внешней среды. Внешние раздражения воздействия на центральную нервную систему лошади вызывают те или иные ответные реакции со стороны ее организма, называемые рефлексами. Есть безусловные рефлексы, как пищевой, оборонительный и т. д., которые обеспечивают в определенных рамках жизнедеятельность организма. Однако приспособление к новым условиям существования, выработка определенных форм поведения и двигательных навыков осуществляются при помощи вырабатываемых у лошади условных рефлексов. Условные рефлексы образуются на базе безусловных при непосредственном участии в их образовании высших отделов головного мозга - коры больших полушарий. Все вырабатываемые в процессе выездки у лошади условные рефлексы связаны с двигательными реакциями. Лошадь довольно быстро вырабатывает двигательные условные рефлексы и прочно их сохраняет.

Условно-рефлекторные связи, являющиеся основой двигательных навыков спортивных лошадей, образуются в высших отделах центральной нервной системы и запечатлеваются сначала в виде краткосрочной (оперативной) памяти, которая затем трансформируется в долговременную. Стабильное воспроизведение вновь образованных двигательных навыков возможно у лошадей лишь в том случае, если они являются результатом информации из долговременной памяти. В этой связи становится понятной причина глубоких срывов высшей нервной деятельности, возникающих у спортивных лошадей в тех случаях, когда к ним предъявляют жесткие требования немедленной реализации отрабатываемых двигательных навыков.

Поэтому должна быть определенная система в подготовке молодой лошади, основанной на принципах многократного повторения упражнений, постепенности усложнения задач, последовательности в использовании тех или иных приемов выездки, закреплении путем поощрения вырабатываемых условных рефлексов. Определенную роль при выездке имеет и вовремя примененное наказание. Как правило, это резкий окрик или сильное действие шенкелей и лишь в исключительных случаях использование хлыста.

Следует помнить, что каждое воздействие на лошадь средствами управления - поводом, шенкелем и т. д. по существу неоднородно. Оно служит раздражителем и тактильных и болевых рецепторов. В зависимости от силы раздражителя меняется физиологическая сущность данного воздействия. Например, при разной степени воздействия трензеля - от очень мягкого, почти неощутимого, до сильнейшего, травмирующего ротовую полость; в центральную систему лошади идут различные по своему значению импульсы. Легкое давление трензеля или шенкеля, не достигающего порога болевой чувствительности, воспринимается лошадью как тактильный (осязательный) раздражитель. В тех случаях, когда определенный тактильный раздражитель систематически применяется в подходящий момент и в соответствующем сочетании с другими раздражителями, он приобретает для нервной системы лошади значение условно-рефлекторного сигнала. Будучи сигналом прочно закрепленного условного рефлекса, легкий тактильный раздражитель оказывает на нервную систему необходимое специфическое воздействие, достаточное для четкого управления. Прочные условно-рефлекторные двигательные навыки, сигналами которых служат легкие тактильные раздражения, являются основой правильной выездки лошади. Несколько более сильное давление трензеля или шенкеля наряду с тактильным раздражением оказывает и незначительное болевое воздействие. Эта легкая боль по существу тоже является сигнальной. Эти два вида воздействия не сказываются на течении нервных процессов в центральной нервной системе лошади, не нарушают функций и не препятствуют координированной деятельности всех систем организма в оптимальном для него режиме. Поэтому следует стремиться к тому, чтобы в процессе выездки молодой лошади ограничиваться именно такими воздействиями.

Но бывают случаи, когда только сильный болевой раздражитель способен прекратить какое-либо нежелательное действие лошади или воспрепятствовать проявлению какой-либо вредной ее привычки. Применение сильного болевого воздействия тогда достигает своей положительной цели, когда лошадь, стремясь избавиться от боли, начинает вести себя так, как нужно, а всадник в ответ на это прекращает действие болевого раздражителя. При этом достигается эффект, необходимый в данный момент, а главное, у лошади отрабатывается навык абсолютного послушания. Однако следует помнить, что болевые раздражители, особенно большой силы, ведут к нарушению деятельности центральной нервной системы. Под влиянием сверхсильного болевого раздражителя у лошади нарушаются условно-рефлекторные связи и наавыки, на которых базировалась ее выездка, что в конечном счете приводит к неврозам или срыву высшей нервной деятельности. В этой связи необходимо с определенной осторожностью относиться к различным средствам управления и воздействия на лошадь.

При работе с молодой лошадью недопустимо применение шпор и мундштука. Всю первоначальную выездку следует проводить на трензеле. Это обусловлено тем, что у молодой лошади взаимодействие отделов сгибания и разгибания двигательного центра головного мозга не сбалансировано, а превалирует более развитая от рождения функция сгибания. А так как мундштук является активным средством работы на сгибания, то преждевременное его применение, особенно в сочетании со шпорами, вызывает у лошади так называемую "сшибку" нервных процессов, сопровождающуюся ее сопротивлением. Животное начинает хвостить, скрежетать зубами, отбивать задними ногами, что впоследствии превращается в привычку, которая в дальнейшем проявляется при любом требовании во время выполнения упражнений. Таким образом, мундштук можно применять только после выработки у лошади средней и прибавленной рыси, на что уходит не менее 1 - 1,5 лет работы. При этом надо добиваться, чтобы лошадь активно двигалась вперед от легкого давления шенкелей с одновременным смягчением (отдачей) повода. Хорошо выезженная лошадь чутко реагирует на действие повода и шенкеля, а в работе с ней применение болевых раздражителей нарушает координацию движений и ведет к неадекватным реакциям. Форсированная работа на мундштуке не только тормозит развитие прибавленных аллюров, но часто приводит к утрате у лошадей естественных движений, что нередко наблюдается в практике конного спорта.

Первый этап выездки молодой лошади состоит из работы на корде в течение 1 - 1,5 мес. В дальнейшем работу на корде используют для разминки лошади в течение 15 - 20 мин, а основную часть занятия проводят под всадником. В первые недели работы всадник должен выработать контакт с поводом, что достигается благодаря периодическому активному действию шенкелей и мягкой работой пальцев и кистей рук. Затем отрабатывают реакцию лошади на высылающее воздействие веса всадника для ускорения или прекращения движения.

Когда лошадь научится отвечать на действие повода, шенкелей и веса всадника, а также будет раскрепощенно двигаться свободной рысью, приступают к отработке рабочей рыси, как основного учебного аллюра, являющегося основой для развития средней и собранной рыси. При отработке рабочей рыси надо следить за тем, чтобы лошадь, удлиняя свой шаг за счет более энергичного толчка задними конечностями, сохраняла прежний ритм - количество шагов в единицу времени должно быть неизменным.

При выработке средней рыси начинают буквально с нескольких шагов удлинения рабочей рыси. Лишь через несколько недель можно пройти средней рысью длинную стенку манежа, а затем и весь манеж. В этот же период отрабатывают остановки с шага и с рыси. Когда лошадь свободно переходит с рабочей рыси на среднюю и обратно, можно начинать осваивать подъем в галоп с рыси. В отдельных случаях, при легком и уверенном подъеме лошади в галоп на корде, можно это упражнение отрабатывать под всадником при работе на рабочей рыси.

Отработав свободные переходы с рыси на рабочий галоп и обратно, можно повышать темп движения до среднего галопа, а через несколько недель переходить к отработке собранного галопа и остановкам. После отработки аллюров, правильных и своевременных переходов из одного в другой, то есть четкого освоения сбора и прямых сгибаний, переходят к упражнениям боковых движений. Обычно начинают с "отхидывания" зада на месте, а затем и под всадником.

Хорошим подготовительным упражнением является движение плечом внутрь. Затем переходят к упражнению "уступка шенкеля", то есть принимание с обратным постановлением. На протяжении 1 - 1,5-летнего периода первоначального обучения лошади в отдельные дни включают работу на кавалетти, прыжки с шага и рыси через препятствия высотой до 40-80 см.

Лишь после освоения лошадью всех указанных упражнений, как правило, через полтора года начинают отработку прибавленной рыси путем удлинения шагов средней рыси. Освоив прибавленную рысь, приступают к отработке прибавленного галопа, как правило, в условиях открытых площадок или дорожек. Отработав переход от прибавленного галопа к среднему, это упражнение можно проводить и в манеже. На прибавленных аллюрах рамка лошади расширяется, а линия лба выходит за вертикаль.

Развив рабочие, средние и прибавленные аллюры, переходят к работе на сокращенной рыси и галопе. Через некоторое время переходят к контргалопу и простой менке ног. В этом же периоде уделяют большое внимание работе на собранном и прибавленном шагу.